Эксперты ищут приоритетные направления в бюджете здравоохранения

Эксперты ищут приоритетные направления в бюджете здравоохранения

В условиях хронического недофинансирования российского здравоохранения эксперты ставят вопрос о наиболее приоритетных его направлениях, вложения в которые будут иметь наибольший и долгосрочный эффект, а также обозначают, на чем точно нельзя экономить. Об этом шла речь в ходе конференции «Финансирование системы здравоохранения» — «Финздрав 2017», посвященной обсуждению бюджета здравоохранения на 2018 г. Научным организатором мероприятия было РОО «Московское фармацевтическое общество».

Как считать

Общий объем расходов на государственное здравоохранение в 2018 г. составит 3,3 трлн руб., сообщил член комитета Государственной думы по бюджетам и налогам Айрат Фаррахов. «Население расходует на здравоохранение где-то еще около 1,5 трлн руб., в целом набирается 6—7% от ВВП, — посчитал он. — Думаю, что эти расходы надо учитывать при планировании программы развития здравоохранения».

Кроме того, существует еще и закрытая часть бюджета — ведомственная медицина. Поэтому оценивать эффективность системы здравоохранения по общедемографическим критериям не вполне корректно, считает директор Департамента социального развития Минэкономразвития России Юлия Михеева: «По факту Минздрав видит только ту часть бюджета, которая закреплена за ним».

За оказанную медпомощь ФОМС выплачивает порядка 2 трлн руб. в год. Сегодня речь идет уже не о полном охвате, а о построении пациенториентированной модели, считает зам. председателя Федерального ФОМС Елена Сучкова: «Это в первую очередь постановка правильного диагноза, чтобы исключить дополнительные расходы на ненужные анализы. Многое зависит и от квалификации медперсонала».

Что же касается закупки дорогостоящего оборудования по минимальной цене, то это не всегда оправдано из-за высоких расходов на его последующее содержание и обслуживание, а также приобретение расходных материалов. «Необходимо внести изменения в законодательство в части указания расходов, которые потребуются в течение срока службы этого дорогостоящего оборудования, — отметила г-жа Сучкова. — Что нас пугает сегодня в ряде медорганизаций: это когда дорогостоящее оборудование, купленное по минимальной цене, простаивает, т.к. не предусмотрены средства на расходные материалы».

Читайте также  Медицинская авиация, Панама

Любое снижение расходов на здравоохранение в первичном звене, подобно сообщающемуся сосуду, влечет за собой расходы на дорогостоящие виды медпомощи, заметила Юлия Михеева: «Если мы что-то упускаем в первичном звене, то растут расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП)».

Любое вложение в систему здравоохранения дает отложенный эффект на демографические показатели. Чиновник заметила, что вложения в национально-приоритетный проект по приросту населения в 2006 г. дал результат только в 2013 г. Вопрос — в какие приоритетные направления вкладывать средства.

На этот как будто риторический вопрос довольно прямо ответил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко: «Если вкладывать в перинатальную медицину, то коэффициент вложения максимальный (1:20). В борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями — 1:10, в более старшем поколении социальный фактор включается в полный рост: образ жизни, врожденные заболевания и т.д.».

Дележка дельты

Первый зам. председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников рассказал, как формируется бюджет. Качество медицинской помощи и здравоохранения напрямую от денег не зависит, считает он. А если уж зависит, то в том, как они тратятся. Например, Куба по уровню здравоохранения находится на 18-м месте, хотя тратит на душу населения в 15 раз меньше, чем Россия. По его словам, содержательная часть бюджета зависит, как правило, от того, какие были в прошлом году новации, что сказал президент на очередной пресс-конференции, туда и направляются скромные средства, по возможности меньше, чем нужно.

«В Госдуме в очень узком диапазоне происходит лоббистская борьба. Кто-то выбивает строчку на строительство медучреждения, кто-то — на санитарную авиацию в северных республиках, — решил поделиться бюджетной кухней сенатор. — Дельта может составлять порядка 5% от общего бюджета: опытные лоббисты знают, что в пределах этой дельты возможны определенные изменения бюджета. А дальше идет торг со ссылками на заявления и поручения, которых за год накапливается много. Значение имеет, чем обеспечено требование той или иной поправки в бюджет, а именно: решение политических задач. Например, если нужно поддержать какого-то хорошего губернатора, идущего на выборы, или сгладить протестные настроения в конкретном регионе, чтобы задобрить население, региону могут быть предоставлены определенные социальные преимущества».

Читайте также  Медицинская авиация, Чехия

На более тонком уровне включаются индивидуальные возможности отдельных депутатов. «Наконец, самый тонкий слой тех, кто получает от этой дельты, — это те, кто борется за изменение системы. Например, кто бьется за финансирование лекарств от орфанных заболеваний, равномерное финансирование ЖНВЛП в регионах», — сказал Сергей Калашников и добавил, что в следую­щих бюджетах наберет силу лоббистское движение за распространение бесплатных лекарств на аптеки поликлиник, т.к. в последнее время все больше делается акцент на роль амбулаторного звена.

admin

Обсуждение закрыто.