Эксперты ищут приоритетные направления в бюджете здравоохранения

Эксперты ищут приоритетные направления в бюджете здравоохранения

Эксперты ищут приоритетные направления в бюджете здравоохранения

В условиях хронического недофинансирования российского здравоохранения эксперты ставят вопрос о наиболее приоритетных его направлениях, вложения в которые будут иметь наибольший и долгосрочный эффект, а также обозначают, на чем точно нельзя экономить. Об этом шла речь в ходе конференции «Финансирование системы здравоохранения» — «Финздрав 2017», посвященной обсуждению бюджета здравоохранения на 2018 г. Научным организатором мероприятия было РОО «Московское фармацевтическое общество».

Как считать

Общий объем расходов на государственное здравоохранение в 2018 г. составит 3,3 трлн руб., сообщил член комитета Государственной думы по бюджетам и налогам Айрат Фаррахов. «Население расходует на здравоохранение где-то еще около 1,5 трлн руб., в целом набирается 6—7% от ВВП, — посчитал он. — Думаю, что эти расходы надо учитывать при планировании программы развития здравоохранения».

Кроме того, существует еще и закрытая часть бюджета — ведомственная медицина. Поэтому оценивать эффективность системы здравоохранения по общедемографическим критериям не вполне корректно, считает директор Департамента социального развития Минэкономразвития России Юлия Михеева: «По факту Минздрав видит только ту часть бюджета, которая закреплена за ним».

За оказанную медпомощь ФОМС выплачивает порядка 2 трлн руб. в год. Сегодня речь идет уже не о полном охвате, а о построении пациенториентированной модели, считает зам. председателя Федерального ФОМС Елена Сучкова: «Это в первую очередь постановка правильного диагноза, чтобы исключить дополнительные расходы на ненужные анализы. Многое зависит и от квалификации медперсонала».

Что же касается закупки дорогостоящего оборудования по минимальной цене, то это не всегда оправдано из-за высоких расходов на его последующее содержание и обслуживание, а также приобретение расходных материалов. «Необходимо внести изменения в законодательство в части указания расходов, которые потребуются в течение срока службы этого дорогостоящего оборудования, — отметила г-жа Сучкова. — Что нас пугает сегодня в ряде медорганизаций: это когда дорогостоящее оборудование, купленное по минимальной цене, простаивает, т.к. не предусмотрены средства на расходные материалы».

Читайте также  Бюджет клинического исследования: планирование и оптимизация

Любое снижение расходов на здравоохранение в первичном звене, подобно сообщающемуся сосуду, влечет за собой расходы на дорогостоящие виды медпомощи, заметила Юлия Михеева: «Если мы что-то упускаем в первичном звене, то растут расходы на высокотехнологичную медицинскую помощь (ВМП)».

Любое вложение в систему здравоохранения дает отложенный эффект на демографические показатели. Чиновник заметила, что вложения в национально-приоритетный проект по приросту населения в 2006 г. дал результат только в 2013 г. Вопрос — в какие приоритетные направления вкладывать средства.

На этот как будто риторический вопрос довольно прямо ответил руководитель Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Михаил Мурашко: «Если вкладывать в перинатальную медицину, то коэффициент вложения максимальный (1:20). В борьбу с сердечно-сосудистыми заболеваниями — 1:10, в более старшем поколении социальный фактор включается в полный рост: образ жизни, врожденные заболевания и т.д.».

Дележка дельты

Первый зам. председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников рассказал, как формируется бюджет. Качество медицинской помощи и здравоохранения напрямую от денег не зависит, считает он. А если уж зависит, то в том, как они тратятся. Например, Куба по уровню здравоохранения находится на 18-м месте, хотя тратит на душу населения в 15 раз меньше, чем Россия. По его словам, содержательная часть бюджета зависит, как правило, от того, какие были в прошлом году новации, что сказал президент на очередной пресс-конференции, туда и направляются скромные средства, по возможности меньше, чем нужно.

«В Госдуме в очень узком диапазоне происходит лоббистская борьба. Кто-то выбивает строчку на строительство медучреждения, кто-то — на санитарную авиацию в северных республиках, — решил поделиться бюджетной кухней сенатор. — Дельта может составлять порядка 5% от общего бюджета: опытные лоббисты знают, что в пределах этой дельты возможны определенные изменения бюджета. А дальше идет торг со ссылками на заявления и поручения, которых за год накапливается много. Значение имеет, чем обеспечено требование той или иной поправки в бюджет, а именно: решение политических задач. Например, если нужно поддержать какого-то хорошего губернатора, идущего на выборы, или сгладить протестные настроения в конкретном регионе, чтобы задобрить население, региону могут быть предоставлены определенные социальные преимущества».

Читайте также  Продажи группы «Протек» выросли на 7% в 2017 году

На более тонком уровне включаются индивидуальные возможности отдельных депутатов. «Наконец, самый тонкий слой тех, кто получает от этой дельты, — это те, кто борется за изменение системы. Например, кто бьется за финансирование лекарств от орфанных заболеваний, равномерное финансирование ЖНВЛП в регионах», — сказал Сергей Калашников и добавил, что в следую­щих бюджетах наберет силу лоббистское движение за распространение бесплатных лекарств на аптеки поликлиник, т.к. в последнее время все больше делается акцент на роль амбулаторного звена.

admin

Обсуждение закрыто.