Что вызывает турбулентность?

Что вызывает турбулентность?

Что вызывает турбулентность?

Для некоторых турбулентность – не более чем раздражающая составляющая любого полета. Для других – это  настоящий кошмар. К какой бы категории пассажиров вы не относились, необходимо знать, что турбулентность редко бывает опасна, хотя и вызывает некоторое чувство дискомфорта. Но что вызывает турбулентность? И как с этим справляются пилоты?

  1. Турбулентность, вызванная ветром

Проще говоря, с турбулентностью мы встречаемся, когда проходим сквозь вихревые потоки воздуха. Это похоже на управление лодкой по бурным водам моря. Однако турбулентность, возникающая на высоких и низких высотах, отличается. Вихревые потоки, образующиеся близко к поверхности земли, зачастую вызваны сильными ветрами. Это может вызывать определенные проблемы при взлете или приземлении в штормовую погоду.

  1. Турбулентность, вызванная повышением температуры воздуха

На больших высотах турбулентность возникает, когда воздух поднимается вертикально, снизу вверх. Это случается потому, что солнце нагревает землю и прогревает воздух над ней. Горячий воздух расширяется и поднимается, что, в свою очередь, провоцирует явление, которое в авиации называется восходящими потоками. По мере поднятия воздуха его температура снижается до точки росы. Если воздух продолжает подниматься, в нем начинают образовываться частицы влаги, создавая облака, и это хорошо, потому что теперь можно видеть турбулентность не только через окно кабины, но и на метеорологическом радаре коммерческого лайнера или частного самолета.

Однако, если поднимающийся воздух достаточно сухой, то конденсат не образуется, и пилоты не могут видеть приближающуюся турбулентность. Это называется воздушной турбулентностью и вся сложность заключается в том, что врасплох застигнуты не только пассажиры, но и члены летного экипажа. Погодный радиолокатор также не может обнаружить это явление, потому что в воздухе нет частиц влаги, чтобы отразить радиолокационные сигналы.

Читайте также  Многообещающее лекарство оказалось пустышкой

Вертикальное движение воздуха обычно останавливается на большой высоте, потому что температура очень низкая. Именно поэтому частные самолеты, которые имеют техническую возможность двигаться над облаками, не испытывают дискомфорта от турбулентности. Иногда, однако, кумулятивные облака могут пробиваться на большие высоты. Это свойственно кучево-дождевым облакам в тропических районах, поэтому пилоты стараются их облетать.

Иными словами, чаще турбулентность встречается на более низких высотах атмосферы. В прежние времена, когда салон лайнера или бизнес джета не находился под соответствующим давлением, пилотам приходилось двигаться на низкой высоте, там, где турбулентность была более распространенной.

  1. Турбулентность, вызванная реактивными потоками

Реактивный поток представляет собой чрезвычайно сильный ветер на большей высоте, развивающий скорость более 300 км / ч. Как правило, эти ветры дуют с запада на восток в северном полушарии, поэтому полет из Европы в Северную Америку через Атлантический океан займет больше времени, чем перелет в обратном направлении.

Отправляясь в зарубежный рейс, летчики по возможности стараются избегать реактивных потоков, потому что это означало бы полет против встречного ветра. При полете в обратном направлении, т.е. из Северной Америки в Европу, пилоты стараются  максимально использовать попутный ветер. В результате рейс, например, из Нью-Йорка в Амстердам может занять до двух часов меньше, чем перелет из нидерландской столицы в Большое Яблоко.

Вся сложность реактивных потоков заключается в том, что они могут внезапно менять направление при столкновении с областями высокого или низкого давления. В местах так называемых перегибов, которые похожи на вихревые воронки в бурных реках, и может рождаться турбулентность.

  1. Турбулентность, вызванная горными массивами

При сильном ветре потоки воздуха могут встречаться с высокими горами и направляться вверх. Это может вызвать волны, которые будут чувствоваться на большой высоте и на большом расстоянии. В результате при переходе через горный хребет лайнер или частный самолет может сталкиваться с турбулентностью.

  1. Турбулентность, вызванная спутными вихрями самолетов
Читайте также  Ученые определили запах наиболее распространенной формы рака кожи

Существует также форма турбулентности, вызванная самими лайнерами. Эта волна схожа с теми, что образуются после большого корабля, проходящего по воде. Как правило, большие воздушные судна создают бо́льшие волны, и компактные частные самолеты перед ними более уязвимы. Вот почему правилами современной авиации предусмотрено минимальное расстояние и интервал между двумя суднами.

Теперь вы знаете, почему Boeing 737 вынужден так долго ждать на взлетно-посадочной полосе после взлета широкофюзеляжного самолета.

Но что могут предпринять пилоты?

При подготовке к полету летчики всегда изучают диаграммы прогноза погоды. Это позволяет предсказать, стоит ли ожидать турбулентности и если да, то где. Во время полета пилоты стараются обходить стороной турбулентность, которую видно из кабины или на радарах лайнера. Кроме того, пилоты всегда поддерживают связь с диспетчерской службой и с другими лайнерами, идущими в этом районе, чтобы быть в курсе последних погодных условий.

Неизбежная турбулентность

Иногда ограничения службы воздушного движения мешают избежать турбулентности, и это явление становится сюрпризом даже для летчиков, которые не смогли увидеть данную информацию на радарах. Тогда командир экипажа включает предупреждение о необходимости пристегнуть ремни безопасности, а пассажирам настоятельно рекомендуется занять свои места. Если воздушная трасса предполагает действительно ухабистый участок пути, то прекращается обслуживание пассажиров и экипажу также необходимо занять места и пристегнуться. Это важно для безопасности каждого!

Часто пилотов спрашивают, может ли турбулентность повредить корпус самолета. Шансов на это практически нет. На самом деле воздушное судно, будь то крупный коммерческий лайнер или компактный частный самолет, – конструкция довольно гибкая. Тестовые конструкции Boeing часто демонстрируют эксперимент, изгибая крыло 747 модели на несколько метров вверх.  Так повторяется снова и снова, изо дня в день, год за годом, а конструкция крыла и всего лайнера остается совершенно неповрежденной. Поэтому, если вы когда-либо сядете у окна и увидите, что крыло движется вверх и вниз, не беспокойтесь: именно так и будет происходить во время турбулентности.

Читайте также  Профилактическое лечение периферической дегенерации сетчатки целесообразно в редких случаях

Шошина Ольга

admin

Обсуждение закрыто.