Наука и жизнь

Российские ученые нашли альтернативный механизм работы l-аспарагиназы

Ученые РУДН и Института биохимии РАН обнаружили альтернативный механизм действия известного противоопухолевого препарата L-аспарагиназа, который часто используется в лечении лейкемии.

Ранее считалось, что аспарагиназа за счет расщепления аспарагина блокирует белковый синтез, тем самым вызывая апоптоз клеток опухоли, и эффект в лечении объясняется именно этим действием.

Ученые РУДН нашли другой, ранее не известный эффект фермента, сообщает MedicalXpress. Выяснилось, что L-аспарагиназа может также блокировать теломеразу, фермент, добавляющий особые повторяющиеся последовательности к концу цепи ДНК на участках теломер, которые располагаются на концах хромосом. Длина теломер определяет возможное количество делений клетки. Теаким образом, L-аспарагиназа может ограничивать деление раковых клеток.

Эта гипотеза подтвердилась при опытах на мышах, когда у подопытных грызунов удалось остановить рост опухоли. Ученые предполагают, что L-аспарагиназа может иметь и другие эффекты, пока не известные науке.