Держите связь
		


Здравоохранение

Галина Карелова: “Благодаря бизнесу в социальной сфере появилось много инноваций”

О деятельности некоммерческих организаций в социальной сфере РИА АМИ побеседовало с заместителем председателя Совета Федераций Галиной Кареловой

инновации, бизнес, НКО, Галина Карелова, ГЧП, форум социальных инициатив

В последнее время все более заметным становится влияние некоммерческих организаций на социальную сферу. НКО стали серьезным общественным ресурсом. Об особенностях их деятельности, о законодательных сложностях и предстоящем Форуме социальных инноваций Российское агентство медико-социальной информации побеседовало с заместителем председателя Совета Федерации Федерального собрания РФ Галиной Кареловой.

 

Галина Николаевна, какое место сегодня занимают НКО в социальной сфере? Как эффективнее организовать их работу?

У нас в стране действует более 140 тыс. социально ориентированных некоммерческих организаций, в которых занят почти миллион человек, а добровольцев, работающих с НКО, – почти два с половиной миллиона. По данным Росстата, они занимаются 29 различными видами деятельности. Непосредственно социальным обслуживанием занимается каждая третья социально ориентированная некоммерческая организация. Привожу эти цифры, чтобы показать, насколько серьезным общественным ресурсом, способным позитивно влиять и на качество, и на количество социальных услуг, а проще говоря – на качество жизни, являются НКО. Поэтому поддержка НКО сегодня является особым направлением государственной социальной политики, которое включает большой набор мер, в том числе и финансовую помощь. Должна отметить роль первого Всероссийского форума социальных инноваций регионов, который был проведен в Омске в 2015 году. Мы обсудили там проблемы НКО и варианты их поддержки, представили предложения и рекомендации участников форума в правительство и законодателям. В 2016 году был принят ряд новых решений, в том числе законодательных, введен для НКО статус исполнителя общественно полезных услуг, получение которого обеспечивает определенные преференции. На втором Форуме социальных инноваций, будем обсуждать, как двигаться дальше. Пока же статистика подтверждает, что все решения были приняты своевременно.

Что же касается организации работы НКО, я бы внесла небольшую ремарку: на мой взгляд, нужно не организовывать их работу, нужно помогать ее делать, снимая те препятствия, которые мешают развитию НКО.

Какие существуют препятствия для них при внесении в реестр поставщиков? Как планируется их устранять?

Важно учитывать несколько факторов. Первый – ментальный. На местах по-разному относятся к тому, что в сегмент, который прежде был на 100% государственным, приходят негосударственные организации, что здесь появляется конкуренция. С одной стороны, всем понятно, что бюджетные возможности недостаточны, чтобы удовлетворить растущий спрос на социальные услуги, с другой – многие на местах считают, что делиться бюджетными средствами с НКО значит недодать государственным учреждениям. Поэтому присутствие НКО в реестрах поставщиков соцуслуг по регионам очень неравномерно. Есть такие, где их нет вовсе. Ментальный фактор определяет в том числе и административные барьеры – к НКО предъявляются требования, которые определяет региональный закон, но они не предусмотрены в федеральном законодательстве. Например, часто встречаются требования соответствия работников НКО профессиональным стандартам. Лишнее, явно, особенно если учитывать, что предусмотрен общественный контроль за работой поставщиков и проведение независимой оценки качества социальных услуг. С другой стороны, многие НКО не приспособлены к работе в действующей системе – у них нет штата, нет системы управления, нет профессиональной бухгалтерии. Есть и другие препятствия.

Важно учитывать, что мы в начале пути, хотя движемся уже быстро. Подумайте, еще десять лет назад «третьего сектора» практически не существовало. Сегодня он есть, он действует, но еще нет очень многого, в том числе не развиты инфраструктурные институты, которые помогли бы ему расти и занять свое место в социальной сфере.

Неслучайно в работе второго Форума социальных инноваций самая насыщенная программа у участников дискуссионной площадки «Обеспечение доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере и поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций». Модераторы очень сильные – заместители министра труда и министра экономического развития Российской Федерации. Итогом дискуссий, безусловно, будут рекомендации законодательным и исполнительным органам власти, которые, уверена, будут приняты во внимание.

Как привлечь бизнес к социальным проектам? Нужны ли преференции для бизнеса, участвующего в них?

Бизнес уже привлечен к социальным проектам. Он – полноправный субъект преобразований в социальной сфере. Социальная деятельность становится стратегическим направлением развития многих крупных компаний. По самым скромным оценкам, масштаб участия бизнеса в решении региональных социальных задач — около 3 триллионов рублей, более 100 миллиардов рублей вложено в развитие территорий. Именно благодаря бизнесу в социальной сфере появилось много инновационного. В частности, одним из новых направлений работы градообразующих предприятий и крупных компаний в моногородах и поселках становится поддержка социального предпринимательства. Компании берут на себя обучение и финансовую поддержку начинающих предпринимателей, больше средств вкладывают в развитие человеческого капитала. На форуме будут показаны интереснейшие проекты – и крупных, и малых компаний. Много проектов связано с государственно-частным партнерством в сфере медицинского обслуживания, строительства медицинских учреждений. Может ли быть отдача больше? Безусловно. При поддержке малого бизнеса, при большем признании работы крупного, при новых мерах налогового стимулирования, удобном кредитовании, расширении возможностей для участия в реализации социальных программ. Нужно также учитывать, что практика опережает законодательные нормы. И их нужно постоянно совершенствовать, чтобы они не становились тормозом для развития предпринимательства в социальной сфере. Простой пример – социальное предпринимательство есть, а юридического, закрепленного законодательно понятия – до сих пор нет.

На форуме обсудим, какие меры поддержки может предложить социальным предпринимателям региональная власть, какие административные барьеры мешают бизнесу участвовать в социальных проектах, как их устранять. В нашем Форуме участвуют руководители всех федеральных и большинства региональных социальных и экономических ведомств. В этом – одна из его сильных сторон. Есть возможность для откровенного и конструктивного диалога с теми, кто принимает решения.

Каковы основные постулаты законопроекта о социальном предпринимательстве?

В проекте дано определение социального предпринимательства. По последней версии законопроекта, социальным может считаться предприятие, если в нем не менее 30% составляют инвалиды, одинокие (с детьми до семи лет) и многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов в возрасте до 21 года, лица, освобожденные из мест лишения свободы. Также социальным может считаться предприятие, которое своей деятельностью помогает людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Например, улучшает условия их жизнедеятельности в таких сферах, как здравоохранение, физкультура и массовый спорт, дошкольное образование, детские кружки, социальный туризм, культурно-просветительская деятельность. Социальным такое предпринимательство будет считаться при условии, что доля доходов от этой деятельности составляет не менее 70% в их общем объеме.

Кроме того, документ определяет принципы оказания господдержки социальным предпринимателям.

Какие направления сотрудничества государства и частного капитала в сфере здравоохранения вы считаете наиболее перспективными?

Состояние инфраструктуры социального обслуживания и здравоохранения, это не секрет, оставляет желать лучшего. Поэтому мне представляется, что инфраструктурные проекты, строительство социальных, медицинских учреждений, особенно в сельской местности или небольших населенных пунктах, является одним из наиболее перспективных направлений и для инвесторов, и для регионов. Вообще, пример использования ГЧП в здравоохранении показывает, насколько этот инструмент важен и эффективен для развития современной социальной сферы.

Каких результатов вы ждете от форума?

Прежде всего, практических. Жду, что обсуждение проблем приведет к конструктивным законодательным инициативам, предложениям, которые самым позитивным образом скажутся на развитии социальной сферы. Жду, что инновации, которые будут представлены на форуме, вызовут интерес и будут тиражированы. Жду, что уровень взаимного интереса и доверия власти и негосударственных организаций станет выше.

Кликните, чтобы оставить комментарий

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *


Новости

Еще в категории Здравоохранение