Держите связь

Интервью

Л.Летникова: «Ситуация в здравоохранении Липецкой области характеризуется устойчивой позитивной динамикой»

Заместитель главы администрации Липецкой области Людмила Ивановна Летникова подводит итоги 2016 года.






В Липецкой области на протяжении последних лет ведется активная работа по модернизации здравоохранения. Усилиями областных и федеральных властей и в результате эффективного межведомственного взаимодействия регион стал одним из лучших в России по ключевым показателям отрасли. Заместитель главы администрации Липецкой области — куратор сфер здравоохранения, социальной защиты, труда и занятости населения, демографической политики Людмила Ивановна Летникова подводит итоги 2016 года.

— Насколько удачным был минувший год? Какие ключевые показатели удалось улучшить, с чем возникли основные проблемы, как их планируется решать?

— Итоги мы подводим традиционно. Некоторые из них были предсказуемыми и ожидаемыми, другие — настоящим сюрпризом, как для медицинского сообщества, так и для пациентов. В целом же прошедшие 12 месяцев стали очередным непростым испытанием для важнейшей отрасли, которое она прошла с честью и достоинством.

Здравоохранение любого региона – живой и, зачастую, непредсказуемый организм, несмотря на все усилия властей сделать из него строгую и стройную систему, живущую по определенным правилам и законам. Можно безукоризненно и математически точно рассчитать модели развития той или иной ситуации, последствия принятия законодательных инициатив и управленческих решений. Но жизнь всегда сложнее и хитроумнее любых перспективных планов, намеченных целей и поставленных задач. Коррективы, которые она вносит, нельзя предугадать и предусмотреть, хотя далеко не всегда они носят отрицательный характер. Нередко еще недавно встречаемые в штыки новаторские предложения и нестандартные идеи властей, спустя короткое время становятся обыденной реальностью, которую общество воспринимает как рядовое явление, но, несомненно, со знаком «плюс».

Я считаю, что для нас все годы удачные, поскольку всегда есть, над чем работать. А если серьезно, то я бы отметила, что, несмотря на непростую экономическую ситуацию, расходы на здравоохранение не сократились. Мы работали на том же уровне финансирования, как в 2015 году. А по некоторым позициям даже был прирост – заработная плата, лекарственное обеспечение. Это говорит о том, что на всех уровнях власти есть понимание важности нашей работы. Еще бы отметила, что в этом году появились попытки объективно оценить работу врачей. Не на уровне эмоций: удовлетворен/не удовлетворен, а независимая оценка по вполне объективным критериям. Я имею в виду рейтинг участковых терапевтов.

Появилось отчетливое понимание того, что не только медики ответственны за здоровье, но и сам человек. В минувшим году сделали акцент на развитие профилактического направления. Есть осознание, что снизить смертность нельзя, только строя высокотехнологичные центры и покупая все более дорогие лекарства. Это дорога в одну сторону. Нужна нормальная диспансеризация, мотивация человека к сохранению и укреплению своего здоровья. Нужно сосредоточить внимание на решении проблем первичного звена здравоохранения – ФАПов, поликлиник. Только так мы сможем решить те задачи, которые стоят перед здравоохранением.

Ситуация в здравоохранении области на сегодня характеризуется устойчивой позитивной динамикой. Успешно реализуются масштабные проекты в таких важных сферах, как развитие службы материнства и детства, совершенствование медицинской помощи пострадавшим при ДТП, повышение доступности медицинской помощи на селе, благодаря модернизации региональной сети фельдшерско-акушерских пунктов.

Очень важной тенденцией последних лет стало снижение смертности от сердечно-сосудистой и онкологической патологии. По этим показателям в минувшем году мы вплотную приблизились к контрольным индикаторам региональной «дорожной карты».

Показатели смертности и рождаемости внушают оптимизм, пусть еще нестойкий и зыбкий. Это важнейшее направление, на котором сконцентрированы усилия врачей и представителей администрации региона. Так, за 11 месяцев 2016 года общая заболеваемость всего населения находилась на уровне прошлого года (1132,4) и составляла 1132,1 на 1000 человек населения.

За январь-ноябрь 2016 года в области умерло на 3% меньше человек по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Коэффициент смертности на 100 тыс. человек населения составил 15,2 (2015 год – 15,8).

Коэффициент рождаемости несколько снизился по сравнению с 2015 годом. Он составил 11,4 на 1000 человек населения против бывшего – 11,6.

Особенно хотелось бы отметить снижение младенческой смертности на 1 000 рожденных живыми. Среди родившихся живыми 41% – это первые дети у матерей. Доля детей, рождённых вторыми, составляет 42%, третьими и последующими – 17%. Это единственный из показателей смертности, который, по мнению ВОЗ, отражает в «чистом виде» уровень развития национального здравоохранения. Он менее зависим от преходящих социальных факторов.

Помимо сосудистой программы огромные усилия были направлены на развитие экстренной помощи при травмах. Почему именно эти направления? Потому что именно травмы и сосудистые катастрофы являются острыми жизнеугрожающими состояниями, уносящими большое число жизней. Инсульты и инфаркты миокарда – на первом месте среди причин смерти в нашей области. При этом эти смерти предотвратимы. Главная проблема в том, чтобы в обоих случаях успеть оказать квалифицированную помощь в течение «терапевтического окна».

Мы смогли выстроить в области трехуровневую систему оказания медицинской помощи. Первый уровень – базовый, это амбулаторная помощь, включая все профилактические мероприятия, помощь в дневных стационарах и стационарах первичного уровня (общего терапевтического, общего хирургического профиля) близко к дому. На этот уровень медицинской помощи уходит почти половина (48%) ресурсов. Второй уровень – межмуниципальные и межрайонные специализированные центры, в которых эффективно лечат при всех жизнеугрожающих состояниях – инсультах, инфарктах миокарда, тяжелых травмах, комах и т.д. Наконец, третий уровень – высокотехнологичная медицина, которая раньше была сосредоточена в основном в столичных клиниках, а теперь пришла в регионы.

Для их эффективной работы подключены возможности телемедицины, позволяющей круглосуточно консультировать больных, результаты их исследований, включая компьютерные томограммы, в центрах более высокого уровня.

Ежегодно объём подлежащего диспансеризации населения будет увеличиваться. Финансирование диспансеризации взрослого населения в период до 2020 года превысит 3 млрд. рублей.

Также предусматривается проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, направленной на раннее выявление и профилактику, в том числе социально значимых заболеваний. Финансирование диспансеризация данной категории до 2020 года составит более 60 млн. рублей.

Что касается профилактики, то в прошедшем году доля посещений врачей с профилактической целью в регионе приблизилась к 50%, по сравнению с 30% годом ранее.

Для решения демографических проблем на основе повышения рождаемости, проведения эффективной семейно-демографической политики разработан и утвержден План мероприятий Липецкой области по повышению рождаемости на 2015-2018 годы. Установлены целевые показатели для этой области, а также разработаны мероприятия, направленные на их достижение. Все эти позиции включены в государственную программу «Социальная поддержка граждан, реализация семейно-демографической политики Липецкой области» на 2014-2020 годы.

— Экономическая ситуация в области и в стране в целом непростая. Многие проекты заморожены. Практически не ведется новое строительство. И, тем не менее, что удалось сделать в плане укрепления материально-технической базы здравоохранения?

— Может быть, по сравнению с предыдущими годами в этом плане сделано меньше, но, тем не менее, подвижки есть. В рамках программы модернизации здравоохранения Липецкой области в г. Липецке в 2016 году завершено строительство нового перинатального центра на 130 коек. Центр строился с апреля 2014 года и был введен в эксплуатацию 28 июля 2016-го. На него было израсходовано 1 733,6 млн.рублей. В том числе средства Федерального ФОМС 1 421,4 млн.рублей и средства областного бюджета – 312,11 млн.рублей.

Мы постоянно укрепляем первичное звено здравоохранения, улучшаем его материально-техническую базу. В минувшем году в сельской местности построено семь фельдшерско-акушерских пунктов, а в с. Соколье Елецкого района открыт центр общей врачебной практики.

Завершено строительство лабораторного корпуса областного туберкулезного диспансера в г. Липецке. На строительство из бюджета области было выделено 161,3 млн. рублей.

Сейчас готовим проектно-сметную документацию на строительство операционного блока с отделением анестезиологии и реанимации областного онкологического диспансера в г. Липецке.

Липецкий областной онкологический диспансер – один из лучших в ЦФО. Это единственный из региональных диспансеров, который имеет квоты на оказание высокотехнологичной медицинской помощи по онкологии. Новейшее современное оборудование в диспансере, приобретенное по программе нацпроекта «Здоровье» и в рамках модернизации здравоохранения, позволяет выявлять и лечить онкологические заболевания с высокой эффективностью.

В 2017 год диспансер вступает с новым современным аппаратом для лучевой терапии. На новом аппарате, наряду с рутинными процедурами, будет выполняться так называемая «радиохирургия», т.е. подведение высокой дозы к опухоли за один сеанс. Благодаря этому уменьшается общее время лечения пациента, меньше здоровых клеток попадают в зону облучения, что особенно важно для лечения пациентов с опухолью головного мозга.

Были приобретены новые машины скорой помощи. Часть мы получили по федеральной программе, а часть была куплена за счет средств областного бюджета.

Мы серьезно прибавили в закупке нового оборудования за счет средств областного бюджета.

Год был интересный с точки зрения выстраивания взаимодействия между различными субъектами здравоохранения: управлением, Фондом ОМС, страховыми организациями, медицинскими учреждениями, органами местного самоуправления.

— Какая ситуация сложилась в первичном звене в регионе? Как развивается обслуживание сельских жителей?

— Наша область традиционно характеризуется расширенным применением общих врачебных практик. Обеспеченность врачами ОВП у нас по итогам прошедшего года составила 1,4 на 10 тыс. населения, что выше среднего уровня по России. В ряде муниципальных районов или полностью, или в основном первичная медико-санитарная помощь организована по принципу врача общей практики.

В ближайшие два года медицинская инфраструктура в селах Липецкой области значительно расширится. Разрабатывается программа строительства 25 офисов врачей общей практики. Ее цель – максимально обеспечить доступность медицинской помощи для каждого жителя.

Создание новых центров ОВП не ограничивается только сельскими территориями, они активно развиваются и в городских округах. Открытие новых ОВП предусматривается на первых этажах многоэтажек в новых микрорайонах областного центра.

В амбулаторном сегменте развиваются, так называемые, стационарозамещающие технологии. Кроме того, при организации первичной медико-санитарной помощи активно используются передвижные формы работы: выездные поликлиники, мобильные медицинские комплексы.

Пример такой организации работы – регулярные массовые профилактические акции «Маршрут здоровья», «Кардиомаршрут».

Благодаря «Кардиомаршруту», сельские жители получают реальную возможность пройти инструментальное и лабораторное обследование, предусмотренные программой диспансеризации, получить рекомендации по здоровому образу жизни и сохранению здоровья. А в случае необходимости – получить направление на стационарное лечние.

Многуровневость сельского здравоохранения потребовала решить вопросы обеспечения транспортной доступности поликлиник и больниц для всех групп населения, в том числе граждан с ограниченными физическими возможностями. Для этого организованы дополнительные маршруты и увеличено количество рейсов общественного транспорта. Цель очевидна – свободное перемещение потребителей медицинских услуг внутри зоны обслуживания.

Степень удовлетворенности жителей области в лекарственных препаратах почти стопроцентная. Есть некоторые трудности с обеспечением населения отдаленных деревень. Решить эту проблему помогают лицензии на розничную продажу лекарственных средств, которые получают ФАПы.

Отмечу также, что маломобильным, одиноким гражданам пожилого возраста и инвалидам лекарственные препараты доставляют на дом. В аптечной сети ОГУП «Липецкфармация» организовано внеочередное обслуживание работников социальных служб, находящихся при исполнении служебных обязанностей по доставке лекарственных препаратов и медицинских изделий на дом таким жителям.

Нам удалось обеспечить в регионе контроль качества лекарств и исключить поступление в государственную аптечную сеть фальсификатов. Все лекарственные препараты, поступающие в Липецкую область для льготной категории граждан, подвергаются дополнительной экспертизе. Для этого у нас создано подведомственное управлению здравоохранения области ОГУ «Центр контроля качества и сертификации лекарственных средств».

Мы стремимся уменьшить нагрузки на службу скорой медицинской помощи. Для этого расширяем перечень услуг, оказываемых службой неотложной медпомощи.

— Сохранение доступной бесплатной и качественной медицины — это Ваш приоритет. В то же время много копий сломано по поводу недавнего уменьшения числа коек в стационарах. С одной стороны, на форумах в Интернете врачи иронизируют по поводу «социальных» коек, где нет реальной помощи. С другой стороны, слышны и жалобы. Как вы оцениваете произошедшие изменения?

— Сразу хотела бы напомнить, что любая оптимизация может касаться только избыточного и неэффективно работающего коечного фонда в городах с населением более 50 тысяч жителей. На это Минздрав России неоднократно указывал регионам и иногда очень жестко, когда обнаруживались перегибы на местах.

Вот вы говорите: количество коек в стационарах стало меньше, подразумевая, что стало хуже. Но это не так. Количество больных, получивших специализированную, включая высокотехнологичную, медицинскую помощь увеличилось. Оперативная активность повысилась. У нас было много избыточных коек, прежде всего общетерапевтических. Такая койка в среднем «работала» 290 дней в году вместо 330-340, к чему, собственно, стремится весь мир. Частыми были случаи так называемых непрофильных госпитализаций, когда пациентов с хроническими заболеваниями вне обострения и без медицинского основания госпитализировали, чтобы обеспечить показатели работы «недогруженных» коек. Стационар – не место, где лежат, это место, где лечат. О каком качественном лечении могла идти речь в таком случае? Иными словами, мы неэффективно расходовали огромные ресурсы, которые могли идти на расширение объемов высокотехнологичной помощи, лекарственное обеспечение.

За минувшие два года в Липецкой области реализована практика объединения маломощных поликлиник и больниц с многопрофильными межмуниципальными медицинскими центрами и создания крупных отраслевых кластеров. Проводимые мероприятия обеспечили эффективную загрузку развернутых поликлинических и стационарных мощностей и устойчивое финансирование лечебной сети в соответствии с установленной структурой расходов на оказание медицинской помощи.

Еще раз подчеркну, что в области создана трехуровневая система медицинской помощи, позволяющая людям, независимо от места жительства, создать одинаковые условия для лечения на современном оборудовании. В регионе отработана маршрутизация пациентов.

На сегодняшний день региональная лечебная сеть вполне сбалансирована и соответствует сложившемуся уровню и структуре заболеваемости населения. Расположение медицинских организаций, компактные размеры области, развитость транспортной инфраструктуры обеспечивают возможность в оптимально короткие сроки получать медицинскую помощь.

— Какие мероприятия проводятся для привлечения врачей в областные учреждения здравоохранения? Что делается для удержания профессионалов?

— В Липецкой области для выпускников медицинских училищ и вузов, трудоустроившихся в медицинские организации области, предусмотрен ряд социальных выплат.

Мы ввели специальные меры социальной поддержки медиков, рассчитанные на привлечение молодых специалистов и поэтапное устранение дефицита медицинских кадров в службе скорой помощи. С 2017 года единовременная выплата в размере 50 тысяч рублей будет предоставляться не только трудоустроившимся фельдшерам скорой медицинской помощи, но и медсестрам выездных бригад скорой помощи. В 2016 году такая мера позволила привлечь в эту службу 30 фельдшеров.

Студентам областных медицинских колледжей, заключившим договор о целевом обучении с областной государственной медицинской организацией и обязавшимся три года отработать в сельском фельдшерско-акушерском пункте, будут каждый месяц выплачивать пять дополнительных тысяч рублей.

Выпускникам медицинских вузов, пришедшим на работу в сельские медицинские организации, уже выплачиваются подъемные в сумме 200 тысяч рублей, трудоустроившимся в городские больницы – 100 тысяч. За последние три года такую поддержку из областного бюджета получили 256 человек.

Работающим в сельской местности медицинским работникам компенсируют затраты на жилищно-коммунальные услуги. Врачи государственных учреждений в муниципалитетах, врачи и фельдшеры государственной скорой медицинской помощи получают ежемесячную денежную компенсацию в размере четырех тысяч рублей за аренду жилья.

Врачам наиболее дефицитных специальностей предоставляется социальная выплата на приобретение или строительство жилья. С 2016 года таким специалистам двукратно увеличен размер коэффициента, используемый при расчете размера выплаты.

Чтобы мотивировать молодых врачей к возвращению в учреждения здравоохранения, интернам и ординаторам-целевикам выплачиваются стипендии в пять тысяч рублей. В 2015-2016 годах ее получали 120 интернов и ординаторов. Кроме того, целевики от Липецкой области за счет средств бюджета ежемесячно получают стипендию в размере, установленном правительством РФ.

Действенность отраслевой кадровой политики выразилась в стабилизации показателя обеспеченности врачами и средними медицинскими работниками и прекращении убыли врачей и медсестер. Показатель соотношения «врач/медицинская сестра» в регионе стабилен и составляет 1/3.

К тому же продолжает действовать федеральная программа «Земский доктор» и в минувшем году в нее внесли изменения, увеличив возрастной ценз: с 35 до 50 лет. Ведь если молодежь все же склонна к более активной городской жизни, то люди зрелого возраста часто готовы жить и работать «на земле». Кстати, по опросам, более 70% участников программы «Земский доктор» не планируют уезжать после отработки обязательного трехлетнего срока.

— Что предстоит сделать в следующем году?

— У нас есть понимание того, что нам необходимо в первую очередь, а что может подождать. Это тоже результат взаимодействия управления, главных специалистов, главных врачей, фонда ОМС, экспертного сообщества. Совершенно ясно, что надо продолжать информатизацию. Ее много критиковали, но она идет. И мы на достаточно хороших позициях. Это позволяет многие вещи унифицировать, упрощает контроль. Сегодня экономический блок в режиме реального времени видит, что происходит с деньгами, с оплатой счетов. Мы надеемся, что рано или поздно контроль над лечебной работой так же будет организован на достойном уровне. Такая задача поставлена перед МИАЦ, перед главными специалистами – выстроить индикаторные показатели, чтобы в режиме реального времени было видно, что где происходит.

В области утверждена программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам на территории Липецкой области медицинской помощи на 2017 год. Финансирование в 2017-м году составит 15,2 млрд рублей. И это деньги не только на лечение больных, но и на профилактику и раннее выявление болезни. Важно, что в основном документе регионального здравоохранения максимально расширены и детализированы виды высокотехнологичной медицинской помощи. ВМП финансируется из средств областного бюджета и обязательного медицинского страхования, пациенты смогут ее получить в четырех федеральных клиниках и шести государственных медучреждениях регионального уровня по 16 профилям.

Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи для жителей региона остаётся главной целью нашей работы.

comments powered by HyperComments
Загрузка...


Загрузка...
comments powered by HyperComments

Еще в категории Интервью